Жаков Каллистрат Фалалеевич
1866 - 1926

Русский философ, этнограф, писатель

Каллистрат Жаков – писатель, получивший известность в России начала ХХ века, философ, создатель оригинальной философской системы.

В 1912 году в письме к Леониду Андрееву А. М. Горький писал: «Знаешь, в России есть интересный писатель Жаков, зырянин. Любопытнейшая фигура»

Коми писатель и ученый-энциклопедист К. Ф. Жаков родился 30 сентября (18 сентября по старому стилю) 1866 года в деревне Давпон Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (теперь часть г. Сыктывкара) в большой крестьянской семье. Его отец был талантливым резчиком по дереву, довольно известным в Коми крае. Имя мальчику придумал местный священник: «Чем мудренее святое имя, тем мудрее будет человек», - заявил он и не ошибся...

В четыре года К. Жаков начал изучать азбуку, в восьмилетнем возрасте он знал арифметику. В школу в то время ходили далеко не все дети, но К. Жакову в 1877 году случайно попала в руки книжка, из которой мальчик узнал, что от Земли до Солнца более 100 миллионов верст. Это так поразило его, что он решил учиться, дабы постичь все то, что оставалось ему неведомым. Интерес к астрономии сохранился у Жакова и в зрелом возрасте - в начале XX века он даже был избран членом Парижского астрономического общества.

В 1877-1881 годы К. Жаков учился в Выльгортском начальном и в Усть-Сысольском уездном училищах. Там проявились его недюжинные способности к наукам. Жаков переходил из класса в класс с похвальными листами, изучал по самоучителю английский язык. В 1881 году направился пешком в г. Тотьму, где поступил в учительскую семинарию. Во время учебы он много читал по самым разным научным дисциплинам, выражая недовольство малым объемом знаний, содержащихся в учебниках.

Юный семинарист увлекся учением Чарльза Дарвина о происхождении человека, стал материалистом: «Убедился я, что мысль - химическое соединение в мозгу, что человек - обезьяна, что великого Бога нет на небе», - с иронией вспоминал позднее о том времени он сам. Это «вольнодумство» стоило Жакову того, что в 1884 году, закончив семинарию и получив награду за успехи в учебе, он был признан губернатором неблагонадежным и лишен права преподавания.

Вместо с. Усть-Нем, где собирался учительствовать, отправился в Вятскую губернию, опять-таки пешком, поступил чернорабочим на завод, надеясь со временем овладеть какой-нибудь рабочей специальностью, но со временем понял, что этот труд - не для него.

В 1888 году К. Ф. Жаков поступил в 5-й класс Вологодского реального училища. Во время учебы с огромным интересом изучал философию, в особенности труды И. Канта, перевернувшие его внутренний мир. Былой материализм исчез без следа. Потрясенный словами Канта о непознаваемости сути вещей, он в 7-м классе решил покончить с собой, отравился и чудом выжил. После этого Жаков ушел из училища, но в 1891 году вернулся в Вологду, сдал экзамены экстерном. Тогда он написал свои первые, еще ученические философские работы «О Боге» и «О границах познания».

В августе 1891 года К. Ф. Жаков прибыл в Петербург, поступил в Лесной институт, намереваясь стать лесничим, связать свою судьбу с зырянским лесом, манившим его своими вековыми тайнами. Но, поняв, что науки не дают ответа на тревожившие его вопросы, разочаровавшийся в суетной столичной жизни, Жаков решил оставить учебу, не закончив и первого курса, уехать назад в провинцию, на Вологодчину. И там вернулся былой интерес к Священному Писанию, к православной вере.

В конце декабря 1891 года Жаков был уже в Вологде. Епископ посоветовал ему пожить вначале в монастыре, где Жаков носил рясу послушника, читал церковнослужебные книги, посещал богослужения, написал сочинение «О бессмертии и любви». Через несколько месяцев он стал преподавать в существовавшей при монастыре школе. На уроках арифметики К. Ф. Жаков, увлекшись, стал рассказывать об астрономии, физике, о солнце и планетах, об учении Дарвина о происхождении человека. Слухи об этих «еретических» речах распространились по монастырю. К Жакову стали относиться с подозрением, и он решил отказаться от мысли стать священником.

По возвращении в Вологду Жаков был задержан полицией. Его допрашивали, интересовались взглядами на религию, контактами с местными «вольнодумцами» и политссыльными. С мая 1892 года до весны 1895 года К. Ф. Жаков находился в Вологде под гласным надзором полиции.

В 1896 году он стал студентом Киевского университета (учиться в Петербурге и Москве ему было запрещено). Год проучился на физико-математическом факультете, затем перешел на историко-филологический. Одновременно занимался высшей математикой, астрономией, психологией. В Киеве в 1896 году, по воспоминаниям самого Жакова, начались его занятия литературным творчеством (поэзией).

  • Родовой дом Каллистрата Фалалеевича Жакова сохранился до наших дней
    Дом Фалалея Жакова, отца писателя, простоял в первоначальном виде до 1922 года. Затем племянник писателя (младший сын брата Василия) Александр Жаков обновляет его, оставляя нетронутыми фундамент, сарай, хлев. Перестройка осуществлялась в 1923-24 годах

    Давпон - деревня, располагавшаяся в Выльгортском сельсовете, в 3-х километрах от центра сельсовета. В списках населенных мест и переписях не упоминалась до 1925 года, фиксировалась вместе с соседними селениями. 29 августа 1961 года включена в черту г. Сыктывкара
  • Метрическая книга Вильгортской Сретенской церкви за 1865-1876 гг.
  • Метрическая книга Вильгортской Сретенской церкви за 1865-1876 гг.
  • Усть-Сысольское городское училище
  • К. Ф. Жаков. Художник В. А. Клейман
  • Каллистрат Фалалеевич Жаков. 1896 год
  • Внизу справа брат Каллистрата Жакова Василий Фалалеевич (по сведениям краеведа Надежды Алексеевны Митюшевой)
< >

В 1899 году К. Ф. Жаков уехал из Киева на родину, ездил по деревням, записывая коми сказки, поверия, легенды, добился перевода на историко-филологический факультет Петербургского университета. Учиться было легко, он жадно впитывал знания. Талант Жакова не остался незамеченным. В 1900 году Академия наук направила его в научную командировку на Вычегду. По материалам этих двух поездок К. Ф. Жаков опубликовал свои первые научные работы: «Языческое миросозерцание зырян» и «Этнологический очерк зырян». Основное внимание в них автор уделил религиозным верованиям коми народа. С написания этих работ начался переход Жакова на позиции религиозной философии.

Исследования Жакова привлекли внимание видных российских и финских ученых. Академик В. И. Ламанский предсказал ему блестящее научное будущее.

В 1901 году К. Ф. Жаков закончил университет и остался там на кафедре русского языка и литературы, подготовил диссертацию о коми сказках, защитил ее в 1902 году и получил ученую степень магистра, стал приват-доцентом университета, затем преподавал в гимназиях и на общеобразовательных курсах. В 1908 году академик В. М. Бехтерев пригласил его на кафедру логики в Психоневрологический институт, где Жаков до 1917 года читал лекции по логике, этике, философии, стал профессором. Одновременно он вел большую культурно-просветительскую работу, много ездил по стране с лекциями, побывал в центральной России, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, был в Финляндии, Китае, Японии.

Почти ежегодно К. Ф. Жаков приезжал на Север, в том числе и в Коми край, стараясь по мере сил содействовать просвещению местного населения. Неотъемлемой частью просвещения, народного образования он считал изучение родной культуры, истории родного народа.

Жаков предлагал провести реформу школьного образования, потому что существовавшая система не отвечала потребностям населения. «Изучается ли в школах флора и фауна своего уезда, топография местности, богатства края, этнографические особенности того уголка, где находится та или иная школа? Нет». «Мы следуем изречению: «Знай все, кроме себя», - с негодованием писал К. Ф. Жаков. А между тем, подчеркивал он, «знание богатства своего края может породить творчество новых форм жизни... Знание своей местной, родной почвы, ее богатств, родного языка - необходимое условие развития полезных членов государства».

Каллистрат Жаков предлагал ввести в школе преподавание родного языка, знанию которого он придавал огромное значение. «Язык - душа народа... - говорил К. Ф. Жаков. - Долг каждой нации сохранять свой язык и охранять чужие языки, долг каждого человека серьезно и свято относиться не только к языку современных культурных народов, но и к языку народов, не попавших в светлый круг культурно-исторической жизни, народов исчезнувших или исчезающих». Для свободного развития и функционирования коми языка, для просвещения коми Жаков считал необходимым издание литературы и выпуск еженедельной газеты на коми языке.

Огромное место в его жизни занимала наука. Начав как этнограф, фольклорист, лингвист, Жаков все большее внимание уделяет философии. Создает свое собственное оригинальное философское учение, получившее название «лимитизм» (от латинского слова лимит, т. е. предел), одно из ключевых положений которого гласит, что «познание - переменная величина, идущая к своему пределу, к бытию». Первопричиной всего является, согласно теории Жакова, «Первопотенциал или Бог».

В начале ХХ века К. Ф. Жаков окончательно перешел на позиции религиозной философии, но свое учение – «лимитизм», адресовал не только религиозным людям: «Лимитизм является почвою, на которой атеист способен объединиться с человеком верующим», - говорил он. До конца своей жизни Жаков отдавал главные свои силы пропаганде идей лимитизма. В 1929 году в Риге был издан его фундаментальный труд «Лимитизм: Единство наук, философий, религий».

У него было немало последователей. Везде, где бы ни жил К. Ф. Жаков, возникали философские кружки лимитистов.

Кроме философии и других уже упоминавшихся наук, Жаков занимался также литературоведением, математикой, астрономией, увлекался психологией, фармакологией, геологией, археологией.

Немалой известностью пользовался К. Ф. Жаков и как писатель. Его перу принадлежит немало прозаических и поэтических произведений: очерки из жизни коми, удмуртов, коми-пермяков, русских, реалистические и фантастические рассказы, сказки, в которых он чрезвычайно искусно использовал фольклор коми народа. Это автобиографическая повесть «Сквозь строй жизни», сборник рассказов и очерков «Под шум северного ветра», стихотворения, поэма «Биармия».

Почти все произведения (за исключением нескольких стихотворений) были написаны на русском языке, поскольку главной целью своего литературного творчества К. Ф. Жаков считал знакомство читающей российской публики с жизнью и культурой коми и других народов Севера. Для этого же он основал в Петербурге издательство «Парма». Произведениям Жакова уделили внимание М. Горький, А. Блок, В. Брюсов. Сказки К. Ф. Жакова издавались за рубежом и вызвали благожелательный отклик – его сравнивали с Д. Свифтом, автором знаменитого сатирического произведения «Путешествия Гулливера».

  • Здание Психоневрологического института в г. Санкт-Петербурге, где преподавал К. Ф. Жаков
  • К. Ф. Жаков среди преподавателей и студентов Психоневрологического института г. Санкт-Петербурга
  • Профессор К. Ф. Жаков. Художник С. Торлопов
  • Каллистрат Жаков. Художник Энгельс Козлов. 1991 год
  • К. Ф. Жаков, русский философ, этнограф, писатель, получивший известность в России начала ХХ века, философ, создатель оригинальной философской системы
  • К. Ф. Жаков с детьми. Санкт-Петербург, 1907 год
  • Дети К. Ф. Жакова от первого брака - сын Вадим и дочь Евгения
    Санкт-Петербург, 1914 год
  • Ленинградская семья К. Ф. Жакова - жена Глафира Никаноровна, внук Турик (Анатолий Степанович)
  • Вторая жена К. Ф. Жакова - Глафира Никаноровна, урождённая Николаевская (1872 – 1942)
< >

Жаков-мыслитель не мог пройти мимо стоявших перед российским обществом начала XX века проблем, задумывался над путями их переустройства. Осенью 1905 года, когда в России после знаменитого царского манифеста 17 октября, открывшего путь к демократическим переменам в стране, стали возникать многочисленные политические партии и группы, К. Ф. Жаков вошел в Демократический союз конституционалистов (переименованный в 1906 году в Союз народной свободы) и даже возглавил эту партию, выступавшую за установление конституционной монархии, за улучшение экономического положения населения, за духовное освобождение человека. Но в 1906 году отошел от политической деятельности, разочаровавшись в ней и в возможностях существовавших партий, которые он оценивал весьма скептически.

По поводу одного из обращений Союза Русского Народа «ко всем истинно русским людям» Жаков с сарказмом заметил: «Господи! Какой такой русский народ! Где он? Мужики ничего не знают об этих истинно русских. Чудеса. И скорбит душа о невежестве народном, именем народа чего-чего не делается». О себе он говорил: «К политическим партиям я не принадлежу, отщёлкивать никого не умею, наоборот, я всех жалею. И не надо мне одевать плащ демократа, когда я сам крестьянин, и никакой роли я на себя не беру, ибо я странник земли». Основной путь улучшения общественного устройства и жизни народа К. Ф. Жаков видел в просвещении людей. Свою задачу он образно сформулировал так: «Мое дело маленькое: проповедовать о Боге моем, странствовать по земле, без лукавства, с наивностью ребенка описывать все виденное и слышанное... Так создам я сказку всемирную...»

Создать «всемирную сказку» на земле К. Ф. Жакову не удалось. Грянули революционные события 1917 года. Весной-осенью, после закрытия Психоневрологического института, он жил в Прибалтике – вначале у родственников жены, потом преподавал в Юрьевском (Тарту) университете. В конце 1917 года Жаков уехал в Псков, преподавал там до лета 1919 года, затем вернулся в Прибалтику, жил в г. Валга на границе Эстонии и Латвии, читал лекции в Тарту и Таллине. В конце 1921 года уехал в Ригу, где надеялся устроиться на работу в университет, но безуспешно. Последние годы жизни зарабатывал себе на существование чтением платных лекций, продолжал писать научные, научно-популярные и художественные произведения.

Происходившее в России во время гражданской войны кровопролитие пугало и возмущало Жакова. Свою горечь он высказывал на страницах таллинских «Последних известий»: «На устах у многих слова: прогресс, революция, а на самом деле – толчение воды в ступе и проливание крови человеческой». Жаков призывал «лишить трона палачей, более не подчиняться им, прекратить ложь всех интернационалов и социалистов, дать просвещение народу оставшемуся, вернуться к здравому разуму от туманных пропагандистов-наемников». Жаков написал обличительное письмо В. И. Ленину, резко критикуя политику коммунистов.

Но шли годы, положение в Советской России потихоньку стабилизировалось благодаря новой экономической политике, ушли в прошлое ужасы красного террора, «компетентные органы» еще не столь шумно, как в будущем, афишировали свою неутомимую деятельность по выискиванию и ликвидации «врагов народа». А жизнь на чужбине оказалась для К. Ф. Жакова слишком тяжелой, и никаких надежд на ее улучшение не было. Поневоле он стал задумываться о возвращении на родину.

В 1925 году К. Ф. Жаков вел переписку относительно своего возвращения в РСФСР для преподавательской работы в Пермском университете. Была достигнута договоренность об этом, но болезнь и смерть Жакова 20 января 1926 года помешали этому.

Согласно завещанию философа, его набальзамированное тело должно было сохраняться в «Храме лимитизма», из стен которого лимитизм, как надеялся Жаков, будет распространяться по всему миру. Поэтому через день после похорон тело было выкопано его учениками. Но после волны протестов рижской общественности и родных покойного останки К. Ф. Жакова вторично были преданы земле почти месяц спустя после первых похорон. В начале девяностых годов прах Жакова был привезен из Риги в Сыктывкар и захоронен здесь - уже в третий раз.

Имя Каллистрата Фалалеевича Жакова носит улица в городе Сыктывкаре (с 15.08.2000), школа № 24 города Сыктывкара, где открыт музей им. Жакова.

В мае 2005 года, благодаря журналисту Артуру Артееву, Национальная библиотека Республики Коми стала обладателем части рукописного наследия К. Ф. Жакова. В редкий фонд поступило 32 его работы: 16 работ, которые  представляют собой копии лекций, созданных в машинописном варианте, другие 16 – его автографы.

В 2006 году сотрудниками отдела краеведческой и национальной литературы НБ РК подготовлен CD–ROM «Наследие К. Жакова», включающего полные тексты работ, фактографическую и библиографическую информацию.

В 2012 году вышло издание «Утверждение истины», где представлены  расшифрованные рукописи послереволюционных лет, находящиеся в фондах Национальной библиотеки Республики Коми.

  • К. Ф. Жаков читает лекцию в г. Риге. 1920-е годы
  • Коми писатель и учёный-энциклопедист К. Ф. Жаков. 1925 год
  • К. Ф. Жаков. 1926 год
  • Фридрих Лацис у могилы К. Ф. Жакова в Риге, 1970-е годы
  • Отпевание праха К. Жакова в Вознесенской церкви г. Сыктывкара. Слева направо 4-ая - внучка
  • 21 июня 2002 года на стене школы № 24 г. Сыктывкара была открыта мемориальная доска, посвящённая профессору, писателю, философу К. Ф. Жакову. Автор мемориальной доски – народный художник Республики Коми Владимир Рохин

    Надпись на доске гласит: «Каллистрат Фалалеевич Жаков. 1866 – 1926. Профессор. Ученый-энциклопедист. Писатель. Педагог»
  • Лимеров П. Ф. Каллистрат Фалалеевич Жаков / Павел Лимеров. – Сыктывкар : Эском, 2021. – 256, [1] с., ил., цв. ил., фот., портр., факс. : ил. – (Серия «Республика Коми: люди и время»).
< >

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ

Биармия : коми литературный эпос / К. Ф. Жаков ; [коми кыв вылö вуджöдiс Михаил Елькин ; водзкыв Татьяна Кузнецовалöн ; серпасалiс П. Г. Микушев]. – Сыктывкар : Союз писателей Республики Коми, 2013. – 350, [1] лист бок. – На рус., коми яз.

Гараморт на Крайнем севере. – СПб. : Изд-во И. К. Борисов, 1914. – 64 с.

Из жизни и фантазии. – СПб. : Книгоизд-во "Парма", 1907 (Тип. уч-ща глухонемых (М. Аленевой), Мойка, 54). – 112 с.

Исповедь Гараморта : (из 3 тома "Сквозь строй жизни"). - СПб., 1914. - 6 с.

Историко-статистический очерк зырянского населения. – СПб., 1909 (Тип. Ц. Крайз). – 77 с. : табл.

Как жить на свете : Беседа Гараморта с тенями древних мудрецов : (из 3 тома "Сквозь строй жизни"). - СПб. : Изд. И.К. Борисова, 1914. - 9 с.

На Север в поисках за Памом Бур-Мортом. – СПб. : Изд. П. П. Осипова, 1905 (Тип. Уч-ща Глухонемых, Гороховая,18). – 165, [1] с.

Ниеганелла (Сказание о Зле). – СПб. : Книгоизд-во "Парма", 1908. – 24 с. – (Книгоиздательство "Парма").

О преподавании этики в средних учебных заведениях. – СПб. : Книгоизд-во "Парма", 1908. – 8 с. - (Книгоиздательство "Парма")

Под шум северного ветра : рассказы, очерки, сказки и предания / [сост., вступ. ст. и коммент. д-ра филол. наук А. И. Туркина]. – Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1990. – 460, [1] с. : ил. – Содерж.: Жизнь Фалалея ; Охотник Максим ; Парма Степан ; Старик Матвей ; Удалец и музыкант Степан Васильевич ; Из иньвенских былей ; Агафья ; Из дневника Александра Петровича Маслова ; Марья Севастиановна Оплеснина ; Василий Кудряш.

Сказки Гараморта / [сост.: Е. Н. Вязова, А. М. Есева]. – Сыктывкар : Анбур, 2016. – 28, [4] с. : ил.

Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания. – СПб., 1904 (Типо-Литогр. "Герольда", Вознесенский пр. № 3). – 164 с.

Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания. – СПб., 1904 (Типо-Литогр. "Герольда", Вознесенский пр. № 3). – 164 с.


ЛИТЕРАТУРА О ПЕРСОНЕ

[О Жакове К. Ф. и его трудах]. - [Сыктывкар : б. и., 197-?]. - [11] л. - Ксерокопия из Известий Архангельского общества изучения русского Севера. - 1915. - № 1. - С. 23-25. - Ксерокопия из Известий Архангельского общества изучения русского Севера. - 1914. - № 18. - С. 579-583. - Ксерокопия из Известий Архангельского общества изучения русского Севера. - 1910. - № 11. - С. 42-44. - Текст на одной стороне листа. - Текст (визуальный) : непосредственный. Содерж.: К. Ф. Жаков как личность/ М. П. Топорова. "Сквозь строй жизни"/ А. Поведская. "Атаман Шыпича"/ В. Л.

[Zakovs K. F.] : Limitiskas filosofiajas biedriba Latvija laipni ieludz Jus uz prof. K. F. Zakova naves gadadienas pieminas vakaru 1927, gada 22 janvari, pulksten 19.30, Melgnalvju zale, Ratuza laukuma. - Riga, 1927. - 1 открытка. - Пригласительный билет на вечер памяти К. Ф. Жакова 22 января 1927 г. в Рижской ратуше. 

Канев С. Н. Каллистрат Жаков : жизнь и судьба / [авт. вступит. ст. "Зырянский Фауст" : Г. Торлопов]. - Сыктывкар : Издательство Коми обкома КПСС, 1990. - 20 с. - (Забвению не подлежит).

Демин В. Н. К. Ф. Жаков как явление коми культуры ХХ века // На небе звезда... : введение в теорию и историю коми поэзии / В. Н. Демин. - Сыктывкар, 1995. - С. 126-148.

Жеребцов И. Л. Каллистрат Фалалеевич Жаков // Атлас Республики Коми. - М., 2001.- С.316-317.

Ельсова М. И. Родословная Каллистрата Фалалеевича Жакова. - Сыктывкар, 2002. - [7] с.

Рощевская Л. П. Коми учёный К.Ф. Жаков : научное издание. - Сыктывкар : КРИРОиПК, 2003. - 129, [4] с.

Латышева В. А. Певец зырянского края : (Творчество К. Ф. Жакова) : пособие для учителей. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2005. - 125, [2] с. - Часть текста на коми яз.

Лимерова В. А. Традиции средневековых жанров в творчестве К. Ф. Жакова : доклад на заседании президиума Коми научного центра УрО Российской академии наук. - Сыктывкар : Изд-во Коми науч. центра УрО РАН, 2005. - 25, [1] с. - (Научные доклады / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Коми науч. центр ; Вып. 473).

Наследие Каллистрата Жакова [Электронный ресурс] / Национальная библиотека Республики Коми. – Сыктывкар : Национальная библиотека Республики Коми, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Жаков К. Ф. Утверждение истины : (Рукописи послереволюционных лет из фондов Национальной библиотеки Республики Коми) / Нац. б-ка Республики Коми ; Ин-т яз., литературы и истории Коми науч. центра УрО РАН, [Сост. И. Л. Жеребцов, О. В. Кырнышева]. - Сыктывкар : Редакция газеты "Коми му", 2012. - 542, [1] с., [4] л. ил. : ил.

Каллистрат Фалалеевич Жаков : жизнь и творчество / [М-во нац. политики Респ. Коми, ГБУ РК "Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина"]. - Сыктывкар : Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина, 2016. - 66 с. : ил.

К. Ф. Жаков : грани творчества : коллективная монография / [Ю. Б. Орлицкий, А. С. Зуева-Измайлова, А. Ю. Котылев и др. ; отв. ред.: Т. Л. Кузнецова] ; М-во национальной политики Республики Коми ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. –   Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2018. - 308 с. : ил., табл.

***

Янович Д. Каллистрат Фалалеевич Жаков (1865 - 1926) : Некролог // Коми му. – 1926. - №1-2 (23-24). - Янв.–Февр. – С. 5-6.

Кочев Ю. Дедушка Кале / Юрий Кочев // Панорама столицы. 2001. 26 июля ; 2, 9 авг.

Артеев, А. Наследие рижского трубочиста: найден еще один неизвестный архив Жакова : [К. Ф. в Латвии] / Артур Артеев // Республика. 2013. 28 нояб. С. 17.

Артеев А. Рукописи не горят: Как попал в Коми рукописный архив Каллистрата Жакова //
Библиофилы России. 2016. Москва: Любимая Россия, 2016. Том XII. С. 203-229.

Кузнецова Т. Л. Каллистрат Фалалеевич Жаков // Писатели Коми: биобиблиогр. слов. : в 2 т. Сыктывкар, 2017. - Т. 1 : А - Л. - С. 312 - 320.

Лимеров П. Ф. Каллистрат Фалалеевич Жаков / Павел Лимеров. – Сыктывкар : Эском, 2021. – 256, [1] с., ил., цв. ил., фот., портр., факс. : ил. – (Серия «Республика Коми: люди и время»).

г. Сыктывкар

ул. Советская, 13.

8 (8212) 255-422
leninka@nbrkomi.ru
© ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми», 2021
▲ Вверх